Ответственность в сфере градостроительства

Практика ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Виды ответственности и субъекты ответственности

физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, должностные лица

  • гражданско-правовая
  • административная

физические лица, должностные лица

  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная
  • дисциплинарная

Источники правового регулирования административной ответственности

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности за нарушения законодательства субъектов Федерации в области градостроительства
  • Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 28.02.2018) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
  • Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 (ред. от 14.07.2015) «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» и др.

Понятие административного правонарушения

Легальное понятие административного правонарушения содержится в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особенности административной ответственности за нарушения в области градостроительства

  • ответственность наступает только за конкретные правонарушения, установленные КоАП РФ и законами субъектов в области градостроительства;
  • субъектами ответственности могут быть любые лица (физические, юридические, индивидуальные предприниматели, должностные лица), совершившие административные проступки;
  • ответственность применяется в соответствии с компетенцией специально уполномоченного органа или должностного лица;
  • установлен специальный процессуальный порядок применения мер административного наказания;
  • применяется только предусмотренный законом вид наказания, имеется возможность освобождения от наказания;
  • наложение административного наказания не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и устранения причиненного вреда

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая их подписью (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).

 

Физическому лицу, индивидуальному предпринимателю, руководителю или иному законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и вручена копия протокола, о чем делается запись в протоколе, удостоверяемая их подписью. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (части 4, 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

 

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, руководителем или иным или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).

Принцип презумпции невиновности

На всех стадиях производства по делам об АП необходимо учитывать:

  • лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением органа (должностного лица), рассмотревшего дело.
  • лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (исключение из данного правила установлено в отношении административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).
  • неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица

 

В случае неявки физического лица, индивидуального  предпринимателя, руководителя или иного законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

К протоколу приобщается документ, подтверждающий надлежащее извещение.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления  (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

 Надлежащее извещение юридических лиц осуществляется по юридическому адресу,  указанному в выписке из ЕГРЮЛ 

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности

Судебная практика

 

Снос (демонтаж) существующих зданий может относиться к строительству (подготовительным строительным работам) только в случае начала строительства.

Если административным органом не доказаны факты осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, а также демонтажа в составе работ по реконструкции объекта либо строительстве нового объекта, то отказ в удовлетворении заявления управления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правомерным.

(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2016 по делу N А70-15419/2015)

Демонтаж (снос) здания, в том числе аварийного, не в целях строительства или реконструкции нового объекта также не возлагает на производителя работ обязанность по получению разрешения на строительство и потому не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2013 по делу N А56-55952/2012

Субъектами административной ответственности по статье 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от  06 марта 2014 года по делу №  А56-27474/2013

  • застройщик (заказчик)

Постановление Верховного Суда РФ от 16.11.2015 N 305-АД15-14284 по делу N А41-81412/2014

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 по делу N А32-16099/2016 2014

  • генеральный подрядчик, подрядчик

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2016 по делу N А41-22594/2016;

  • субподрядчик

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 23.09.2015 по делу № А74-1183/2015

Органы, осуществляющие гос. строительный надзор, не вправе рассматривать дела об адм. правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

положениями ч. 1 ст. 23.56 КоАП РФ рассмотрение дел об адм. правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, не отнесено к полномочиям органов, осуществляющих гос. строительный надзор.

Пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 

Грубые нарушения при проведении проверок

(статья 20 Закона № 294-ФЗ)

 Перечень грубых нарушений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. 

К  грубым нарушениям со стороны проверяющих органов относятся:

  • отсутствия оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  • отсутствия основания и/или согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требования документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • проведения проверок с участием экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Способы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1  СПОСОБ

в административном (внесудебном) порядке, то есть посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу

2 СПОСОБ

в судебном порядке, то есть посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд

 

 Заявление (жалоба) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении) государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ .